Оборудование и ПО
для автоматизации торговли


Кассы: новая революция

Не успела торговая отрасль прийти в себя от внедрения ЕГАИС, как мы получаем новый закон, который опять требует серьезных изменений в организации работы кассовой техники. Теперь уже для абсолютно всех предприятий в сфере ритейла… Почему именно сейчас?

Кассовая отрасль серьезно не реформировалась уже очень давно. По сути, с 2004 г, когда началось обязательное внедрение ЭКЛЗ, сколь либо масштабных реформ не проводилось. На сегодняшний день модернизация отрасли назрела – появились новые современные технологии, стремительно развиваются средства передачи данных. Одновременно мы все понимаем, что страна вступила в новый этап своего развития. Нефть и газ перестают быть основой нашего благосостояния. При этом экономическая политика правительства не предполагает повышения текущих налогов. Соответственно, остается единственный путь – научиться те налоги, которые уже действуют, администрировать более эффективно. Государство последовательно реализует эту стратегию – мы видим, как на глазах рушатся привычные для многих «серые» схемы оптимизации налогообложения. Теперь пришел черед и ритейла. Поэтому руководством страны и была поставлена задача обеспечить максимальный контроль над операциями купли/продажи в сфере розничной торговли, сделать их полностью прозрачными. А добиться этого можно только реформировав законодательство, что собственно и произошло с внесением поправок в закон № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов», которые мы сейчас с вами обсуждаем.

Удалось ли в итоге достичь баланса интересов всех заинтересованных сторон при подготовке закона?

Я считаю, что у закона очень высокая степень проработки. ФНС, действительно, очень плотно взаимодействовала с представителями и вендоров, и ритейлеров, благодаря чему и удалось согласовать многие спорные позиции. Конечно, больше всего недовольных остается в торговой отрасли, так как именно ее представители обязаны предпринимать действия по переходу на новые кассы и нести дополнительные затраты.

В настоящее время, мне представляется, нужно не столько критиковать новый закон, сколько внимательно следить за теми нормативно-правовыми актами, которые раскроют его содержание и окончательно формализуют те правила игры, по которым отрасль будет существовать в ближайшие годы.

Понятно, что государство в итоге получает новый инструмент по контролю полноты учета выручки и выявлению зон риска совершения правонарушений. Говорят и об удобстве электронного чека, подлинность которого можно в любой момент проверить и при необходимости восстановить, для конечного потребителя – покупателя торговой точки. А есть ли какая либо польза от нововведений для торгового бизнеса?

Да, несколько преимуществ торговая отрасль тоже получает. Во-первых, принципиально упрощается процедура регистрации и перерегистрации ККТ. Посещать налоговую инспекцию больше не нужно. Все необходимые действия можно будет провести удаленно, через личный кабинет на сайте nalog.ru.

Во-вторых, на смену ЭКЛЗ приходит новое шифровальное (криптографическое) средство записи и защиты фискальных данных - фискальный накопитель. Он по стоимости будет сопоставим с ЭКЛЗ, но срок его жизни будет составлять 15 месяцев (у ЭКЛЗ – 13 месяцев), а для применяющих УСН, Патент или ЕНВД (за исключением продажи безакцизных товаров) – 36 месяцев.

В-третьих, исчезает требование обязательного заключения договоров с Центрами технического обслуживания. Теперь это станет добровольным делом. Постановку на учёт, снятие с учёта, перерегистрацию ККТ или замену фискального накопителя можно будет проводить и самостоятельно. Правда, теперь придется заключать договор с Оператором фискальных данных (ОФД), который будет обрабатывать и передавать в налоговые органы данные электронных чеков, но стоимость его услуг будет ниже, чем у ЦТО. Те, кто сегодня уже заявил о намерении работать в качестве ОФД, озвучили стоимость своих услуг в районе 3 тыс. руб. в год за одну кассу. Стоимость же услуг ЦТО сегодня в среднем составляет около 500 – 700 руб. за одну кассу в месяц.

Каковы сегодня наиболее серьезные опасения со стороны торговой отрасли по поводу новых правил?

Конечно, ритейлеров больше всего беспокоит финансовая сторона вопроса. Но, как я уже говорил, благодаря отмене обязательных договоров с ЦТО и большим сроком жизни фискального накопителя по сравнению с ЭКЛЗ, периодические затраты на обслуживание ККТ даже несколько снизятся. Что касается разовых затрат, связанных с переходом на новые кассы, то здесь все будет зависеть от того, можно ли будет сохранить текущий парк ККТ, проведя только модернизацию ПО и замену ЭКЛЗ на фискальный накопитель или нужно будет приобретать новую кассу, соответствующую требованиям закона. По нашим оценкам подавляющее большинство касс, купленных в последние несколько лет, без проблем пройдут модернизацию. Например, более 90% нашего кассового парка, проданного за последние 3-4 года сможет работать в новых условиях. Более того, так как запас времени еще есть, то можно подгадать с переходом на фискальные накопители как раз к тому моменту, когда закончится срок действия уже установленного ЭКЛЗ, и тогда фактические затраты будут включать только доработку ПО.

Какова сегодня должна быть оптимальная стратегия ритейлеров для постепенного перехода на новые «правила игры»? Что нужно предпринимать уже в ближайшее время.

Традиционный ответ – не затягивать… Вспомним недавний переход на работу с ЕГАИС. Сколько говорилось о том, что нужно сделать все заранее, но все равно большое количество торговых предприятий дотянули до последнего и создали себе проблемы на ровном месте. Конечно, сегодня – на конец июля – формально-административная составляющая новых правил еще находится в стадии формирования, и моментально перейти на новую технологию работы не получится при всем желании. Однако к концу лета ситуация уже должна проясниться.

Крупные вендоры, системные интеграторы – и АТОЛ в том числе – уже провели большую подготовительную работу, и как только формальная сторона вопроса будет со стороны государства улажена, оперативно выведут на рынок новые, соответствующие всем требованиям, решения. Тестовые модели новых и модернизированных касс можно получить для ознакомления уже сейчас.

Пока же можно рекомендовать ритейлерам следующую стратегию поведения: во первых, необходимо в контакте с производителем кассовой техники оценить свой текущий парк ККТ и понять, что можно модернизировать и каким способом. Думаю, что большая часть производителей уже готова дать ответ на этот вопрос.

В итоге, все имеющиеся кассы будут разделены на три категории:
  • кассы, которые невозможно доработать и которые будут подлежать замене;
  • кассы, которые требуют внесения аппаратных изменений в конструкцию и апгрейда ПО;
  • кассы, для которых будет достаточно доработать только программное обеспечение.

Проведя такой предварительный анализ можно начинать планировать бюджеты.

Кроме того, можно уже сейчас начинать доработать кассовый софт. Пусть и небольшие, но изменения здесь тоже будут необходимы. Они известны, и их можно внести заранее.

Несмотря на масштабность предстоящих изменений при грамотном планировании всех этапов модернизации своего кассового парка можно избежать многих проблем и перейти на новую технологию максимально безболезненно. Надеюсь, что у вас это получится.

ВАЖНО

Перейти на новую технику и добровольно начать передавать данные в ФНС можно с июля 2016 года по февраль 2017 года при наличии сертифицированного фискального накопителя и включенной в реестр модели ККТ.

Использовать новую контрольно-кассовую технику, не передавая данные в ФНС, можно вплоть до февраля 2017, с февраля 2017 к регистрации принимается только ККТ, отвечающая новым требованиям с обязательной передачей данных в ФНС через оператора фискальных данных.

Связаться с пресс центром

Введите слово с картинки*:
CAPTCHA

* - обязательные поля для заполнения

Подписаться на новости

Подписывайтесь и будьте в курсе наших акций, специальных предложений и других полезных новостей:

Помощь
по сайту

Заказать звонок

* - обязательные поля для заполнения